Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 45 человек

история храмов деревни Крайск

Дата: 29 октября 2018 в 11:19, Обновлено 8 сентября 2020 в 21:31

Крайск… Для многих это всего лишь неприметное поселение на Логойщине. Однако его особенностью является то, что в нём находятся две православные церкви, которые сохранились в первозданном  виде.

Самые ранние  упоминания о Крайске относятся к началу 16 века. В документах Гродненского архива указывается, что во владении Юрия Насиловского  в Крайске имеется «Церковь суместная и поп». Существовал в Крайске и монастырь, но о времени постройки и его закрытии нигде не упоминается.

Древний деревянный храм в селении Крайск во имя Святите­ля Николая, существовал уже в 1745 году. В документах литовского исторического архива говорится: «Церковь деревянная, неотапли­ваемая, с пристроенной к ней колокольней. В колокольне большой колокол разбит насквозь в высоту. Внутри церковь не покраше­на. Пол и потолок церкви, исключая алтарь, требуют исправле­ния, также во время дождя бывает течь через крышу и потолок, а в метель навевает через крышу снег. В притворе и пономарке полов и потолка нет».

С 1839-го по 1842 года настоятелем Крайской церкви был свя­щенник Иоанн Красницкий, который много сделал для приведения храма в надлежащий вид.

С 1842 по 1858 год в Крайске служил священник Яков Семёнович Киприанович. «Крайский священник Киприанович приобретает особое уваже­ние и доверие прихожан, оказывает большое влияние на улучше­ние их нравственной и религиозной жизни и посильное содейст­вие исправлять и украшать по возможности свою церковь»,- говорится в книге «Летопись Крайского прихода» священника Сергия Подольского. Двое сыновей священника Григорий и Николай получили хорошее образование. Николай окончил Литовскую духовную семинарию, а затем Петербургский историко-филологический институт,  работал учителем. Григорий, после окончания Литовской духовной семинарии, окончил Петербургскую духовную академию и мечтал служить на родине в Крайске. Однако его, как лучшего ученика, направили служить в Литовскую духовную академию.

 В 1874 году, на средства государства, в Крайске построили новую церковь: каменную, с такою же при ней коло­кольней. Ограда из булыжного камня вокруг церкви покрыта гонтом.

Освящена новая церковь 29 октября (по новому стилю) 1877 года. Настоятелем церкви в это время был  отец Алексий Бирюкович, который  прослужил   в ней  32 года ( с 1877-го по 1909 годы).

1914 год

С именем отца  Алексия связан расцвет благосостояния церкви и в целом прихода, как в религиозном, так и в образовательном плане.Отец Алексия — священник Михаил Георгиевич Бирюкович — служил в Свято-Троицкой церкви в селении Княгинин, в 45 км от Крайска. В последние годы своей жизни Михаил Бирюкович жил  в Крайске у сына.Умер Михаил Бирюкович в середине 90-х годов XIX века. Погребён на Крайском кладбище.

На кладбище над местом  погребения,  в память об отце, Алексий в 1897 году на свои средства построил каменную церковь, которая была освящена в честь святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Так в Крайске появилась вторая церковь – Свято-Алексиевская церковь.

«Эта церковь по своему изящному и довольно богатому убран­ству могла бы занять не последнее место даже и в столице», - говорится в отчете викария Виленско - Литовской Епархии, епископа Михаила за 1902 год. –  Сам отец Алексий пользуется любовию и доверием прихожан, но весьма скромен: о себе говорить и писать не любит…»

В Крайской церкви пели два хора: церковно-приходской шко­лы и народного училища. Пели стройно, на голоса, под умелым управлением псаломщика Константина Гайдамовича, который очень хорошо знал своё дело.

Отец  Алексий был до конца своих дней предан Крайскому приходу, но 14 июля (по новому стилю) 1909 года  он умер и погребён  рядом с телом его отца под спудом в Свято-Алексиевской церкви.

В сентябре 1915 года по территории Крайского прихода прошёл фронт боевых действий. Всё было разворовано и уничтожено. По­ложение жителей стало плачевное. И вот в этой обстановке проя­вился дух молитвенный, религиозный, дух народный. Михаил Павлович Бирюкович, троюродный брат отца Алексия, который был настоятелем Крайской церкви с 1909-го по 1919 год, отличался вдумчивым проповедованием Слова Божия, ревностью к службе и вли­янием на прихожан. Он назидал свою паству примером своей доброй простой жизни. Кроме этого Михаил Павлович был назначен законоучителем народных школ Крайского прихода.

«Протоиерей Михаил Павло­вич умер в Великий Пост 1920 года. Где могила — знает только Господь».

В 1919 году по благословению Епископа Виленско-Литовского Елевферия (Богоявленского) в Крайск прибыл служить священ­ник Феодор Степанович Шипица. Советская власть создала тяжелейшие условия для православных христиан и их духовных наставников, поэтому вскоре, опасаясь преследований, отец Феодор с семьёй тайно перешёл границу, которая проходила сразу же за Крайском, и оказался на территории Западной Белоруссии, оккупированной в то время поляками.

В 30-е годы 20-го столетия после закрытия приходской Крайской Свято-Николаевской церкви жизнь прихожан  очень изменилась.

Вот что свидетельствует жительница деревни Рогозино прихожанка Мария Григорьевна Заярская: «По деревням ходили комсомольцы, входили в дома ве­рующих жителей (а их тогда было большинство) и палками, с уг­розами, сбивали иконы». А один раз комсомольцы  вынесли  несколько икон Свято-Николаевской церкви и  сожгли их. По свидетельству местных жителей, один из переселенцев забрался в Свято-Алексиевскую церковь, залез под спуд, где сохранялись тела священников Михаила и Алексея Бирюковичей и ограбил их.

В начале Великой Отечественной войны на Крайский приход из Вильно прибыл служить  Александр Ковш. До этого он два года служил в деревне Костыки Вилейского района.



Александр Ковш с прихожанамі деревни Костыки Вилейского района

 


 

Храм Сорока Севостейских мученников в деревне Костыки Вилейского района, где служил Александр Ковш.

Александр Ковш был широко известным священником за свою жертвенность и неутомимую деятельность по белорусизации Православной церкви. Начав Богослужения в Крайском приходе, протоиерей Алек­сандр Ковш позаботился о восстановлении купола церкви (восстанавливали те, кто разрушал его).

К концу 1941 года недалеко от  Крайска стали организовываться пар­тизанские отряды. Отец Александр помогал партизанам чем мог. Кроме помощи партизанам, священник не оставлял без помощи евреев. Он  выдавал им свидетельства — справки, что они христиане. В марте 1942 года, во время службы  в посёлке Плещеницы, гитлеровцы по доносу арестовали священника, увезли в тюрьму СД города Минска, где долго мучили, а затем казнили.

Трагична судьба и у приемника отца Александра –  священника Анатолия Гандаровича. С апреля 1942 года он приезжал служить в Крайск из посёлка Илия.

                            (пс..А. Завадский и св. А. Гандарович)

Последняя Божественная литургия в Крайском приходском храме совершилась в Светлое Христово Воскресение 25 апреля 1943 года. Для многих жителей прихода этот день стал последним в их земной жизни.        

Гитлеровцы, зная, что в эту ночь в православных храмах идёт служба, совершили нападение на Крайский приход из того же   посёлка Илия, где располагался немецкий гарнизон, с целью пленения и угона молодёжи в Германию. Знали о налёте гитлеровцев и партизаны, коих в эту ночь в Крайске было много. Они сделали на дороге Альковичи — Крайск засаду и оставили разведчиков, которые под утро прискакали и сообщили,  что немцы идут на Крайск. Местные жители разбежались по домам, а партизаны ушли в лес, а  с ними  и молодёжь.

Гитлеровцы, войдя в Крайск, поняли, что их планам не свер­шиться. Тогда они подожгли несколько домов, школу и пошли прове­рять дома жителей.

Сделав своё «чёрное дело», немцы, взяв под руки отца Анатолия, уехали  и вернулись в посёлок  Илию. Этот весьма двусмысленный жест фашистов на многие десятилетия посеял плевелы в душах местных жителей. Они посчитали свя­щенника предателем, и после войны, в 1946 году, по сфабрикованному обвине­нию,  «тройка» осудила отца Анатолия на 10 лет заключения. Пять  лет священник провёл в лагере Магаданской области, но был реабилитирован и досроч­но освобождён. Вернувшись, служил до конца своих земных лет (умер в 1985 году) на приходе в Могилёвской области.
 

После войны, в 1947 году, власти разрешили открыть  Свято-Алексиевскую церковь (она стала приходской). Посещать её в основном могли только пожилые люди.В эти годы (1947-1962г.г.) настоятелем Крайской Свято-Алексиевской церкви был священник Михаил Парфёнович Соболько  из деревни Дрила.

 

 В годы Великой Отечественной войны  он был связным у партизан. На службу в Крайск отец Михаил ходил пешком, а это более 20 кило­метров, иногда ездил на велосипеде.

Свято-Николаевскую церковь, бывший приходской xpaм Крайска, в течение 20 лет использовали как конюшню. А в 1966 году  в церкви устроили клуб.

                 Свято-Николаевскую церковь, 1966 г.

Дошла «чёрная» очередь и до Свято-Алексиевской  церкви : в  1962 году её закрыли, «отправив» на пенсию отца Михаила Соболько.

 

                                            Свято-Алексеевская церковь, 1991г.

Храмовые иконы из кладбищенской церкви погрузили на са­мосвал и свезли куда-то, а  церковь использовали как склад. До сих пор при открытии церковных ворот слышен запах ядохимикатов.

В 1969 году нашёлся ещё один святотатец, который залез под спуд в церкви, где нетленно находились теласвященников Михаила и Алексия Бирюковичей. Поднял их наверх и надругался над мощами священников.

Казалось, духовная жизнь Крайска никогда не возродится. Однако в 1995 году  в Крайск приехал молодой священник отец Cергий Подольский.

Вместе со своими родственниками он взялся восстанавливать Свято-Алексиевскую церковь. Вскоре на помощь пришли и местные жители.

В августе 1995 года был произведён капиталь­ный ремонт Свято-Алексиевской церкви: восста­новлены притвор, колокольня, водружен деревянный крест, по­крыта жестью крыша колоколь­ни. Вся церковь была оштукату­рена и побелена известковым раствором.


 





  

                                                                            Свято-Алексеевская церковь, 1995г.

22 октября 1995 года  Его Высоко­преосвященство Митрополит Минский и Слуцкий Филарет ос­вятил Свято-Алексиевскую церковь.

Начали служить каждое Воскресение и Великие праздники. Люди пришли в Храм…

А после неоднократного обращения прихожан в администрацию президента с просьбой о возвращении приходской Свято–Николаевской церкви верующие получили положительный ответ.

Два с половиной года длилось восстановление Храма в центре Крайска. В этом святом деле  принимали участие как взрослые, так и ученики нашей школы. И с тех пор  у нас зародилась традиция: наводить порядок возле храмов деревни и на местном кладбище.

 29 октября 2000 года Митрополит Минский и Слуцкий Филарет ос­вятил вновь отстроенный храм.   

Величественный каменный собор, восстановленный  в центре Крайска,  претерпевший, как и многие храмы, забвение, разрушения, ожил потому, что он, прежде всего, нужен людям. Ведь Церковь – это островок чистоты и добра в нашем несправедливом и жестоком мире. Так пусть на нашей многострадальной, но величественной и прекрасной земле звонят колокола  храмов!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.